Первые шаги в развитии культуры Ставрополя послереволюционного периода

Очагами культуры прежде всего были школы. В них ставились спектакли, устраивались концерты. Учитывая то, что школьные наставники в большинстве своем остались в старом составе, репертуар концертов в школах меньше чем в других коллективах подвергался влиянию окружающей жизни. В школе II ступени, которая располагалась в здании бывшей женской гимназии, ставили «Сцены из майской ночи» Гоголя, «Снежную королеву» по сюжету известной сказки Андерсена, «Женитьбу» Гоголя. Практически все, что ставилось, можно отнести к классическому репертуару. В дошедшей до нас программе кружка любителей пения и музыки при этой школе есть музыка Шумана, Шопена, хор из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и романс на слова поэта Надсона. Правда, единственно, в чем отразилось время, так это то, что перед началом концерта сводный хор исполнял «Интернационал».

Клуб Красной Армии им. Свердлова (бывший курзал)

В клубе Красной Армии им. Свердлова, который работал в бывшем курзале, драмкружок военкомата ставит трагедию в 4-х действиях «Боевые соколы», затем «Трагедию авиатора»; в память кровавых событий 9 января 1905 г. шла пьеса «Дурные пастыри». Этот коллектив не побоялся взяться и за постановку оперы «Иванов Павел».
В Центральном комсомольском клубе, открытом в июне 1919 г. в доме бывшего главы Городской думы Венедикта Войнатовского, шла «революционная шутка «Антихрист», пьесы «Богомолы», «Дорогой поцелуй», «День и ночь», весь сбор от которых шел в пользу Красного Флота.

28 ноября 1918 г. на заседании горисполкома по докладу секретаря Павла Дмитриевича Курочкина было принято решение: «Считать необходимым в г. Ставрополе открытие театра, поручить тов. Курочкину таковой открыть, приспособив для этого бывший склад Малюшкина… »

Вскоре театр начал действовать, ему присвоили имя «Товарища Ленина». Театр имел свой герб, выполненный художником Левитским, на нем был изображен герб РСФСР «с лучами, сходящимися вниз на сцену», а внизу греческая маска.
Труппа театра была небольшая: инструктор-организатор, 3 профессиональных актера и 25 любителей, из них три красноармейца. Режиссером был Калиновский. Вечерами, когда театр был буквально забит публикой, играли пьесы: «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «Поздняя любовь», «Дикарка» Островского, «Дни нашей жизни» Андреева, «Предложение» Чехова, «Прежде скончались, потом повенчались» Корецкого и др. Конечно, мастерства у местных актеров-любителей не хватало, но играли с большим желанием и подъемом. Роли молодых исполняли Дарьялова, Васильев, Мандражан. Многие из самодеятельных актеров этого театра, такие, как Поликарпова, Чаплыгина, Васильева, Бобикова (Лесная) и другие, впоследствии стали профессиональными актерами.

Зрительный зал восторженно принимал своих любимцев, из зала неслись и советы, и подсказки, и крики негодования в адрес персонажей спектакля. В антракте каждому зрителю хотелось высказать свое отношение к игр« актера, многие пытались зайти за кулисы, желающих пообщаться с актерами было так много, что ставропольский отдел управления вынужден был издать приказ № 10Я от 15 ноября 1921 г., в котором говорилось: «…запретить хождение посторонних лиц за кулисы. За нарушение штраф до 25 тыс.руб. или 7 суток ареста». В 1920 г. внешкольный подотдел уездного исполкома утвердил следующий «циркуляр» для деятельности городского театра: «Принимая во внимание в данный момент задачу пролетарского театра как долженствующего художественными образами лучших произведений искусств поддерживать революционный энтузиазм масс… чутко и осторожно относиться к выбору пьес для
постановок, не пропускать к представлению пьесы, не отвечающие духу времени, больные своей психологической конструкцией, и пьесы легкого бульварного жанра. Внимательно относиться к постановкам пьес и пускать таковые только вполне обработанными и законченными, дабы путем небрежного отношения к делу не отбить у масс стремления к театру, не компрометировать имени пролетарского театра. Сила театра не в количестве пьес, а в их качестве и обработке…» Спектакли пользовались у жителей Ставрополя большим успехом. С 1 августа по 27 октября 1919 г. театр дал 40 спектаклей и 7 концертов. Театр гастролировал и по селам Ставропольского уезда. Для организации гастролей было отпущено неслыханное богатство по тому времени — 1 пуд керосина для освещения сцены.

Был дан наказ: «…театральным инструкторам говорить перед каждым спектаклем вступительное слово о значении народного театра вообще и, в частности, о значении ставящейся пьесы и ее авторе».

Обязательно один раз в месяц для красноармейцев и для учащихся ставились бесплатные спектакли. Никакого материального вознаграждения актерам не выплачивалось, за исключением разве одного: занятым в спектакле по его окончании выдавался бесплатно чай. Иногда им оказывали материальную помощь. В тольяттинском филиале Государственного архива сохранился любопытный документ. В нем говорится: «Выдать, принимая во внимание бедственное положение музыкантов театра, Карач, Ярошу Стефани по одной паре галош и Антони Андрошову по одной паре ботинок». В первые годы после революции кроме театра в Ставрополе действовала музыкальная школа, в которой преподавали: С. Ленквист и Е. Надеждина — рояль, Б. Пиллер — сольное и хоровое пение, П. Пузырев — эстетику. Работал местный музей, а также общество исследователей местного края. При клубе Красной Армии им. Свердлова был организован кружок светского пения. Давал уроки игры на гитаре петроградский гитарист С. А . Алексеев. Решением укома комсомола был организован кружок спорта им. Спартака. Стал действовать национализированный кинотеатр, который был открыт в Ставрополе поляком Трайнером еще в 1913 г. Поскольку кинофильмы в то время были немые, то в качестве звукового сопровождения использовалось пианино или играл оркестр народных инструментов.

Репертуар кинотеатра был небольшой. Молодая кинопромышленность делала только первые шаги, но тем не менее наряду с дореволюционными лентами демонстрировались и только что созданные. В Ставрополе тогда показывали фильмы «Морские волны», «Плоды просвещения», «Кумиры толпы», «Супружеский рай», последний относился к разряду комедий.

В июне 1919 г. в Ставрополе был открыт комсомольский клуб, который проводил большую культурно-просветительскую работу. Здесь устраивались лекции и доклады, ставились спектакли. Со сцены клуба читались произведения В. Маяковского, Д. Бедного, большой симпатией пользовались стихи местных авторов. Об этом клубе оставил стихотворение Николай Мещеряков, направленный в Ставрополь для налаживания комсомольской работы.

Шумно и весело
в клубе-союзе
После трудов и забот.
Здесь пролетарий
в засаленной блузе
Мудрость веков
познает.
Иногда, чтобы приобщить массы к культуре, применялись и административные меры. Председатель уездного исполкома Яков Александрович Шатилов 1 сентября 1919 г. подписал приказ № 26 (его расклеили по улицам Ставрополя) о том, чтобы «не производить никаких игр в карты. А лицам, имеющим таковые, сдать их в недельный срок со дня опубликования сего». Далее приказывалось «держать себя на улицах, в публичных местах корректно, не допуская никаких хулиганских выходок, в особенности в присутствии женщин, и не произносить скверно нецензурных слов…»

Наказанию подлежали «совершение в публичных местах разного рода бесстыдных действий, как, например, приближение к купающимся другого пола», «хождение по тротуарам толпами и намеренное преграждение пути прохожим, обрызгивание прохожих водой, грязью или плевками, а также бросание в них снегом, бросание камнями или другими предметами в прохожих и животных». Наказывали довольно строго. Например, Васильевский сельсовет принял решение: «Замеченных в картежной игре в первый раз штрафовать в размере 300 руб., а замеченных во второй раз — предавать народному суду». Строгие меры принимались и в отношении любителей спиртного. Осенью 1921 г. ставропольский суд приговорил Виктора Крылова за распитие стакана спирта к одному году и трем месяцам лишения свободы, а его приятеля, с которым он распил этот стакан, Ивана Тальнова, к полутора годам. Нарушители обратились с просьбой отсрочить исполнение приговора до глубокой осени, так как необходимо было закончить все полевые работы, иначе семьи осужденных остались бы в зиму без запасов. Просьбу удовлетворили.

Не повезло ставропольчанам с танцами. Уездный исполком на своем открытом заседании от 20 января1919 г. постановил: «Принимая во внимание, что танцы являются… причиной существующих простудных заболеваний и распространения эпидемических заболеваний, ввиду скученности публики, а также… ничего полезного в области искусства не дают, общественные танцы прекратить»

О historic

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *