Отечественная война 1812 г. легла тяжелым бременем на плечи трудового народа, на долю которого выпало вынеси все тяготы неприятельского нашествия. В составе русских войск и народного ополчения были и наши земляки-жители города Ставрополя.
Ставрополь в те времена был военной крепостью, в которой несли военную службу калмыцкие казахи. Их служба состояла главным образом в несении «градских караулов, конвое, содержание почты, посылках в калмыцкие улусы для смотрения за калмыцкими командами».
В то время город-крепость находился в составе Оренбургского нерегулярного войска. Александр 1 по началу военных действий приказал оренбургскому губернатору дополнительно сформировать воинские части для отражения неприятеля, а полк ставропольский составить из 560 человек рядовых при атамане их и надлежащем числе офицеров и урядников».
Немедленно был сделан заказ на новое военное снаряжение.
В конце мая 1812 г. сформированный ставропольский полк выступил в составе 578 человек, из них 540 рядовых и 38 офицеров. Командиром полка был назначен подпоручик Дмитрий Федорович Барышевский, однако это была явно неудачная кандидатура. Дело здесь не только в молодости Барышевского (ему а 1811 г. исполнилось 28 лет). Он был тыловой командир и пост командира полка ему явно достался благодаря авторитету отца, ставропольского войскового судьи.
Начало боевого пути у ставропольского полка было неудачным. Выйдя из Ставрополя и дойдя до с. Белый ключ (ныне территория Ульяновской области),бойцы остановились для кратковременного отдыха. Местные власти отвели бойцам болотистое место. Лошади вязли а их было 578 строевых и 600 вьючных, кроме того, за полком шло стадо быков и овец для пропитания, в свою очередь, тоже надо было кормить. Обстановка была сложной напряжение не замедлило сказаться.
Ротный командир Лузанов допустил дебоширство по отношению к местному населению. Его связали и повезли в Ставрополь, однако довезти не удалось, так как урядник Анчуков с казахами отбили его у крестьян. Об этом инциденте сибирский губернатор князь Долгорукий немедленно донес военному министру М.Б.Барклаю-де-Толли, который на случай, происшедший в ставропольском полку, обратил особое внимание, специально был послан чиновник для расследования этого происшествия.
Наказание последовало незамедлительно. Военный министр снял Барышевского с должности командира полка, урядника разжаловали и отправили обратно в Ставрополь, солдат было приказано «наказать палками размерно винами».
По прибытии в Ставрополь Барышевский и урядник С.Н. Габунов были уволены в отставку, хотя чтобы сделать «хорошую мину»’, они вынуждены были подать рапорты.
А тем временем ставропольский полк без командира уже дошел до Серпухова.
В этих условиях командование поспешило с назначением командира полка — Павла Ивановича Диомидия.
11 марта 1812 г., как отмечено в рапорте капитана Диомидия, полк выступил в поход на Можайск, Гжатск, Оршу, Борисов, Вильно, имея отдых через каждые три дня.
В конце апреля 1812 г. ставропольский полк прибыл в Вильно.
24 июня 1812 г. армия Наполеона без объявления войны перешла через Неман и начала военные действия. С первых дней ставропольский полк в составе второй армий под руководством генерала П.И.Багратиона участвовал в боях.
Первый бой с неприятелем ставропольчане провели 28 июня под городом Гродно. Русская армия вынуждена была отступать, и задача ставропольского полка состояла в том, чтобы действовать арьергардными боями на фланг и тыл противника.
Если заглянуть в боевой журнал-календарь Отечественной войны 1812 г., посмотреть на действия ставропольского полка хотя бы только в июне, то можно увидеть, что полк почти без отдыха сражался. Он был включен в состав летучего отряда атамана М.И. Платова.
2 июля ставропольский полк выдержал упорный бой у деревни Романово. Современники отмечали , что «ставропольские калмыки отличались воинскими добродетелями».
4 июля полк встретился с частью авангарда корпуса маршала Даву. Столкновение произошло у деревни Гудиненты.
9 июля полк сражался в составе летучего отряда атамана Платова под городком Мир. Платов оригинально построил свой войска в так называемый «казачий вентер».
10 июля неприятель решил взять реванш за поражение накануне, но безрезультатно. Русские войска стойко оборонялись. Генерал Багратион за мужество в этом бою наградил четырех воинов из полка П.И. Диомидия георгиевскими крестами.
В конце июля полк находился в рейде отдельного партизанского отряда генерала Фердинанда Федоровича Винценгероде, в результате которого были выявлены намерения Наполеона в районе Смоленска.
В начале августа по приказу М.Б. Барклая-де-Толли ставропольский полк Диомидия должен был «действовать на фланге неприятеля, по возможности угрожать его тылу», а если точнее, то полк охранял дорогу на Тверь.
Участвовал ставропольский полк и в сражении под Смоленском. В знаменитой Бородинской битве ставропольчане находились в резерве на опушке Масловского леса, выполняя диспозицию Михаила Илларионовича Кутузова.
Когда началось изгнание неприятеля с русской земли, ставропольский полк, находясь в авангарде армии Петра Христиановича Витгенштейна, преследовал врага до Вильно и освобождал город.
В сражении за границей ставропольский полк принимал участие в боях за Тильзит, блокаде и взятии Данцига, в боях за Берлин, в битве под Дрезденом, в генеральном сражении под Бауценом.
Во время боев ставропольчане неоднократно показывали примеры доблести и героизма. В частности, Иван Харабатров и Илья Батьев.
Многие воины полка за храбрость и мужество в боях были награждены боевыми орденами. Наград были удостоены командир полка полковник Диомидий, Степан Лузанов, Иван Бухаев, Дмитрий Хоринов, Василий Жемчугов и другие.
Вместе с русской армией ставропольский полк весной 1814 г. вошёл в Париж, где всем огласили приказ императора Александра.
Лишь в 1815 г. ставропольчане возвратились на родину, имея от первоначального состава только 320 человек.
5 сентября 1812 г. в Ставрополе стал формироваться отряд народного ополчения под командированием половника Ильи Ивановича Самойлова вошедший в Самаро-Симбирский народный полк.
Добровольцами записались: крепостной музыкант графа Орлова-Давыдова Филипп Карев, уроженец с. Переволоки Андрей Павлов и другие.
К декабрю 1812 г. формирование народного ополчения было закончено, полк направился на Украину, чтобы «прикрыть изобильные наши провинции на случай какого-либо неприятельского о стороны сей покушения, в то время когда регулярные наши армии займутся преследованием неприятеля».